Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 имени генерала Н.Н.Раевского станицы Раевской муниципального образования город Новороссийск СОШ №24 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО русского языка и литературы Завуч по НМР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ ________________________ №24 Е.В.Баскакова ________________________ ________________________ Приказ № 1 от «27» августа Н.А.Голеницкая 2024 г. Приказ № 1 от «30» августа Л.В.Шумкова 2024 г. Приказ № 1 от «27.» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5012994) элективного учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся классов 11 классов 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (далее – программа) для обучающихся 11 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р). Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов по внеурочной деятельности. Актуальность разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для обучающихся уровня СОО обусловлена следующими факторами: - читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом, поэтому целенаправленная работа по ее формированию должна осуществляться на всех уровнях обучения, - низкий уровень сформированности читательской грамотности, что показали результаты соответствующего мониторинга обучающихся 9-х классов ( не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; не умеют составлять развѐрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали; не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический; не могут определить замысел и цели автора текста), - отсутствие рабочей программы курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности на уровне СОО, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Цель программы - создание условий для формирования и развития умений читательской грамотности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; 2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; 3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; 4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы. Важно, чтобы знания, полученные в школе, выпускник мог применить для решения личностных, социальных и профессиональных задач. Обучение для жизни стало ведущей идеей современных подходов к образованию. Такое понимание приоритетных задач обучения нашло отражение в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Вместе с тем обучение в формате формирования функциональной грамотности требует от учителя существенных изменений в организации занятия, предполагает особую систему разноуровневых заданий для обучающихся. Стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в решении поставленных учебных задач, включение элементов проектной и частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия. Это вызывает определенные сложности в подготовке, проведении и оценивании результатов занятия у педагогов. Метод решения кейсов дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату. Поэтому для организации работы на занятиях используются кейсы. Они носят практико-ориентированный характер, они направлены на формирование приемов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыков смыслового чтения, что позволяет проектировать самостоятельную читательскую деятельность школьников. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Читательская грамотность» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На освоение программы курса в 11 классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]] 11 КЛАСС Раздел 1. Введение Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат. Обсуждение вариантов итоговой учебнотворческой работы и определение стратегии достижения результата. Раздел 2. Текст: понятие текста и виды его обработки Текст: понятие текста и виды его обработки Текст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст как результат реализации замысла автора. Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу автора и пониманию читателя. Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Раздел 3. Виды структурной переработки текста Виды обработки текста при чтении и письме. Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»; Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом. Уровни понимания и обработки текста. Уровни понимания текста: языковой, речевой, предметно- содержательный, модальный, смысловой. Лингвистические основания переработки текста. Переработка текста как вид вторичной текстовой деятельности. Преднамереннаяи непреднамереннаяпереработка текстов.Виды ремейков. Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста: переписывание текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов Понятие интертекста в лингвистике и его явления. Интертекст как текстовое включение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Типы нелинейного текста Нелинейное и линейное представление информации. Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый. Вербальный и невербальный компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Раздел 4. Виды функциональной переработки текстов Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста: переписывание текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов Понятие интертекста в лингвистике и его явления. Интертекст как текстовое включение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Типы нелинейного текста Нелинейное и линейное представление информации. Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый. Вербальный и невербальный компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Раздел 5. Информационная переработка текстов Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическое занятие. Поиск и отбор информации. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт. Интерпретация поэтического текст Учебное исследование Обобщение. Подведение итогов и представление учебно-творческой работы. Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы. Раздел 6. Информационная культура Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности. Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста. Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Раздел 7. Особенности устно-письменных преобразований текстов Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста. Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса. Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса. Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки. Требования, предъявляемые к составлению этих текстов. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки. Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы. Особенности обработки и переработки медийных текстов Виды медийных текстов и особенности ихпереработки. Пресс-релиз и его преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы. Особенности обработки и переработки художественных текстов Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Обобщение. Учебное исследование Подведение итогов и представление учебно-творческой работы. Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы. Раздел 8. Сочинение ЕГЭ по русскому языку Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст. Раздел 9 Электронные тексты. Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейсстади. Подведение итогов работы. Электронные тексты. Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейсстади. Подведение итогов работы. Раздел 10. Электронные тексты. Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейсстади. Подведение итогов работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате обучения у ученика будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в т.ч. в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; 2) патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; - идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в т. ч. словесного, творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в т. ч. при выполнении творческих работ по русскому языку; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в т. ч. в процессе изучения русского языка; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в т. ч. к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; 8) ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в т. ч. по русскому языку, индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения у ученика будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, совместная деятельность. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных УУД: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; - устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; - разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; - вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в т.ч. при выполнении проектов по русскому языку; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных УУД: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владеть разными видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; - выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия - в профессиональную среду; - выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных УУД: - владеть навыками получения информации, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); - оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных УУД: - осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; - пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; - развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных УУД: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; - оценивать приобретённый опыт; - стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных УУД: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать своё право и право других на ошибку; - развивать способность видеть мир с позиции другого человека. Совместная деятельность У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения по программе курса обучающийся получит следующие предметные результаты: Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения - не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения - 450-500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (68 часов) № п/ п Количество часов Наименование разделов и тем программы Вс его 1. Введение 1 2. Текст: понятие текста и виды его обработки 5 3. Виды структурной переработки текста 7 4. Виды функциональной переработки текстов 10 5. Информационная переработка текстов 12 6. Информационная культура 3 7. Особенности устно-письменных преобразований текстов 13 8. Сочинение ЕГЭ по русскому языку 7 9. Медиакультура 5 10. Электронные тексты 5 Контроль ные работы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://studfile.net/preview/6196205/page:2/ https://studylib.ru/doc/232741/literaturovedcheskijanaliz-hudozhestvennogo-teksta https://1ps.ru/blog/texts/2021/rerajting-i-kopirajtingzachem-platit-bolshe/ https://1ps.ru/blog/texts/2021/rerajting-i-kopirajtingzachem-platit-bolshe/ Календарно-тематическое планирование 11 класс 11 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всег о 1 Введение 2 Виды обработки текста 1 3 Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом 1 4 Уровни понимания и обработки текстов 1 Контрольны е работы Практически е работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://studfile.net/preview/6196205/page:2/ Уровни понимания текстов 5 Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности 1 6 Практикум. Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности 1 https://studylib.ru/doc/232741/literaturovedches kij-analiz-hudozhestvennogo-teksta 1 7 Компрессия и декомпрессия 1 8 Развернутые полуразвернутые и свернутые тексты 1 9 Практикум. Миниисследование. 1 10 Библиографическое описание 1 11 Аннотирование 1 12 Реферирование 1 13 Виды семантической переработки текстов 1 14 Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста 1 15 Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста. Пересказ. 1 1 https://1ps.ru/blog/texts/2021/rerajting-ikopirajting-zachem-platit-bolshe/ https://studfile.net/preview/6196205/page:2/ 16 Конспект 1 17 Мини-исследование 1 18 Мини-исследование 1 19 Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста 1 20 Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов. Интертекстуальные явления 1 21 Правила включения чужой речи в ткань текста 1 22 Типы нелинейного текста Нелинейное и линейное представление информации 1 23 Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте 1 https://studfile.net/preview/6196205/page:2/ https://studfile.net/preview/9688749/ 24 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 1 25 Практикум. Поиск и отбор информации. 1 26 Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. 1 27 Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. 1 28 Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. 1 29 Практикум. Определение 1 https://1ps.ru/blog/texts/2021/rerajting-ikopirajting-zachem-platit-bolshe/ 1 1 https://studfile.net/preview/9688749/ композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. 30 Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт. 1 31 Интерпретация поэтического текста 1 32 Учебное исследование 1 33 Учебное исследование 1 34 Читательская грамотность в современном мире. 1 35 Понятие информационной культуры 1 36 Деловая игра «Умеете ли вы читать?» 1 37 Создание текстов с учетом требований информационной 1 грамотности. 38 Специфика устной и письменной реализации речи 1 39 Переработка письменных текстов для их устной реализации 1 40 Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса 1 41 Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов 1 42 Тезисы 1 43 Мини-исследование 1 44 Реферат 1 45 Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов 1 https://studfile.net/preview/9688749/ https://studylib.ru/doc/232741/literaturovedches kij-analiz-hudozhestvennogo-teksta 46 Особенности обработки официально-деловых текстов 1 47 Особенности обработки медийных текстовТексты СМИ 1 48 Особенности обработки и переработки художественных текстов.Художественны й текст как выражение творческого сознания автора 1 49 Особенности 1 редактирования художественных текстов 50 Обобщение. Учебное исследование 1 . Структура сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания. 1 51 52 Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. 1 https://studylib.ru/doc/232741/literaturovedches kij-analiz-hudozhestvennogo-teksta 53 Примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме 1 54 Позиция автора. 1 55 Аргументация собственного мнения. 1 56 Практикум. 1 57 Анализ и корректировка написанного сочинения. 1 58 Медиакультура и медиаграмотность. 1 59 Мини-исследование. Медиакультура и текст. 1 60 Визуальная грамотность. 1 61 Кинограмотность. 1 62 Электронные книги и 1 библиотеки: назначение, возможности. 63 Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. 1 1 1 64 Законы построения электронного текста. 1 65 Практикум:Электронн ый текст в режиме onlaine, его структура. 1 66 Участие в on-lain конференциях. 1 67 Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. 1 68 Кейс-стади. Подведение итогов работы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 68 0 7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса Интернет-издания 1. Комплект кейсов по формированию функциональной (читательской) грамотности». Под редакцией М.А. Мищериной, кандидата педагогических наук, доцента, ведущего эксперта Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (доступно по ссылке https://iro-49.ru/wp-content/uploads/2022/09/Кейсы-по-читательской-грамотности.pdf) 2. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.] ; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с. (доступно по ссылке https://vk.com/wall-213674758_500) Интернет-ресурсы РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ - https :// fg . resh . edu . ru / Банк заданий ИСРО РАО - http :// skiv . instrao . ru / bank - zadaniy /