Положение об организации охраны здоровья обучающихся.pdf

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №24
имени генерала Н.Н. Раевского
___________ Н.А. Голеницкая
Приказ № ____
от «02» сентября 2024 г.

Положение
об организации охраны
здоровья обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 24 имени генерала Н.Н.Раевского
муниципального образования город Новороссийск

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 1 стр.

Положение об организации охраны здоровья обучающихся (далее — Положение) разработано в
соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273 (ред. от 13.07.2015 г., ст. 28, 41, 42), Конституцией Российской Федерации (ст.41,
п.З), Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (ст. 7, 54), Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15 «Об охране
здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
табака», Федерального закона №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекции)», Распоряжения Правительства Российской Федерации №2128-р от 30.12.2009г. «О
Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления
алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на
период до 2020 года», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (с изменениями и дополнениями), Письмом Минобразования от 12.07.2000 г. № 2206.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с
обучающимися и работниками образовательных учреждений».
Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья
обучающихся и представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, социального и психологического здоровья обучающихся.

1. Охрана здоровья обучающихся
В Образовательной организации для обеспечения охраны здоровья организуется и
реализуется система мер экономического, правового, социального, научного, медицинского, в
том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, в целях
профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья
обучаемых, предоставления им необходимой медицинской помощи. На основании
перечисленных выше федеральных законов устанавливаются следующие направления в
обеспечении охраны здоровья обучающихся:
● оказание первичной медико-санитарной
законодательством в сфере охраны здоровья;
● организацию питания обучающихся;

помощи

в

порядке,

установленном

● определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
● пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
● организацию и создание условий для профилактики заболевании и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
● прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации
медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с
занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
● профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов и других одурманивающих веществ;
● обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
● профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 2 стр.

● проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
● обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

2. Оказание

первичной
медико-санитарной
помощи
в
установленном законодательством в сфере охраны здоровья обучающихся

порядке,

Первичная медико-санитарная помощь в Российской Федерации осуществляется в
порядке, установленном статьей 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 (ред. от
31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя:
●
первичную доврачебную помощь, которая оказывается в медицинском кабинете ОУ

3. медицинские

осмотры и диспансеризацию, которая оказывается
учреждением ГБУЗ «Городская больница №4 г. Новороссийска» МЗ КК

4.

медицинским

Организация питания обучающихся в Образовательной организации обеспечивается в соответствии
со статьей 37 Закона «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобрнауки РФ от 12
апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся,
воспитанников».

Рациональная организация питания в Образовательной организации является одним из
важных элементов системной работы по формированию здорового образа жизни наряду с
включением в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового
питания и просветительской работой со студентами и их
родителями (законными представителями).
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три
направления:
1) рациональную организацию питания в Образовательной организации;
2) включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры
здорового питания;
3) просветительскую
работу
с
обучающимися,
их
родителями
(законными
представителями), педагогами и специалистами.
Питание, предлагаемое обучающимся соответствует ГОСТу, является качественным
питанием по доступным ценам.
Организована возможность питания обучающимся, научно-педагогическим и иным
работникам Образовательной организации. Заключены договора на организацию и обеспечение
горячего питания.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 3 стр.

5. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул основывается на нормативных положениях, требованиях и
методологии Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Учебная нагрузка обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной
части) определяется как объем образовательной программы, включающий в себя все виды
учебной деятельности, предусмотренные учебным планом.
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул обеспечивают недопущение переутомления обучающихся как в
течение дня, так и в течение учебного года и регламентируется «Положением о режиме занятий
обучающихся». Учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими
требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

6. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и
укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа
жизни. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными
центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников
образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового
потенциала общества в целом.
В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы,
дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары,
конференции по вопросам здорового образа жизни.
Пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлении работы,
способствующей улучшению состояния условий и охраны труда в Образовательной организации,
снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Задачами
пропаганды в области охраны труда являются:
● ознакомление обучающихся с теми мероприятиями, которые проводят федеральные
законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения
состояния условий и охраны труда;
● пропаганда технических знаний в области охраны труда;
● обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области
охраны труда.
● Решение задач пропаганды в области охраны труда достигается путем.
● демонстрации кинофильмов;
● проведения лекций, докладов и бесед.
Пропаганда в области охраны труда способствует:
● доведению до сознания каждого обучающегося значения создания благоприятных
условий труда, необходимости безусловного выполнения всех норм и правил техники
безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой
дисциплины,
проведения
мероприятий
по
профилактике
травматизма
и
профессиональных заболеваний.
“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 4 стр.

Научно–популярные и учебные кинофильмы по охране труда, производственной
санитарии, технической эстетике и другим вопросам являются эффективным средством
пропаганды.

7. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Формирование здорового образа жизни у обучающихся в Образовательной организации
обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на: информирование о факторах
риска для их здоровья; формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; создание
условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и
спортом.
На основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2015 года N 61 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СП 2.1.2.3304-15 Санитарно-эпидемиологические требования к
размещению, устройству и содержанию объектов спорта (Зарегистрировано в Минюсте России
29.10.2015 N 39547) все помещения в том числе для занятий физкультурой подлежат регулярной
тщательной уборке. В местах тренировочных занятий и во всех вспомогательных помещениях
установлены урны.
Технический персонал, на который возложено осуществление работ по уборке
помещений, должен быть обеспечен необходимым набором уборочного инвентаря (швабры,
тряпки, ветошь, пылесосы), моющих (мыло, сода и пр.) и дезинфицирующих средств.
Уборка помещений должна осуществляться по типу текущей и генеральной уборки.
Текущая уборка всех помещений производится в течение всего рабочего дня по
утвержденному графику, а также по мере загрязнения в процессе проводимых занятий. Уборка
должна проводиться влажным способом с применением горячей воды, мыла, соды, при
обязательном проветривании помещений. Проветривание помещений проводится до занятий, в
течение дня по мере загрязнения воздуха, в перерывах между занятиями и после занятий.
Заключительная уборка помещений должна проводиться в конце рабочего дня. Утром
перед занятиями (за 30 минут) помещение только проветривается.
Унитазы, умывальные раковины, урны промываются горячей водой с применением
моющих средств и дезинфицируются при ежедневной уборке помещения.
Генеральная уборка, включающая мытье полов горячей водой, протирку оконных стекол,
подоконников, дверей, панелей и пр., должна осуществляться не реже одного раза в неделю.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 5 стр.

Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров,
в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации

8.

Медицинские осмотры обучающихся проводятся в целях динамического наблюдения за
состоянием их здоровья, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних
признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние
здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.
Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом
Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н.
Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами,
объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда, больными,
страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной
нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые
заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение
заболеваний, активное их выявление на ранних стадиях и своевременное проведение лечебнооздоровительных мероприятий.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения,
увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда
работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и
оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально- экономических,
санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.
Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять
здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем
широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских
мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы
заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать
обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения
и проведения лечебно- оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 6 стр.

9. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов и других одурманивающих веществ

Здоровье обучающихся является одним из важнейших условий эффективной деятельности
участников воспитательно-образовательного процесса. Различные отклонения и ухудшение
показателей здоровья, возникающие в процессе обучения, являются препятствиями в достижении
успехов в образовательном процессе Образовательной организации. Необходимость проведения
широких профилактических мер в отношении молодёжи, включающих, прежде всего, меры
воспитательного характера, актуализируется в связи с тем, что в этом возрасте формируются
основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, определяющие в дальнейшем
образ жизни человека. Именно в этот период можно предупредить возникновение вредных
привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых, нерациональное
питание, что в дальнейшем может стать факторами
«риска». Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, проблема
имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, так как здоровье - одно из
обязательных условий полноценного выполнения человеком своих социальных и
профессиональных функций.
Отсюда следует, что забота о здоровье студентов есть важнейшая задача в деле подготовки
специалистов. В задачи здоровьесберегающей деятельности Образовательной организации
входят:
● сохранение и поддержание здоровья участников образовательного процесса;
● формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и обучение основам
здорового образа жизни;
● формирование у молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям массовой
физической культурой и спортом;
● внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по
вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;
● повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования
работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты
прав и интересов детей.
● пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
● соблюдение норм рационального питания;
● подготовка к предстоящей профессиональной деятельности и военной службе;
● гармоничного физического, трудового, нравственного, эстетического интеллектуального
воспитания обучающихся.

10. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе
Безопасность обучающихся в Образовательной организации обеспечивается выполнением
требований, предусмотренных следующими документами:
● договор на оказание услуг по охране объектов Образовательной организации;
● договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса;
● противопожарной безопасности в здании Образовательной организации.
В Образовательной организации ежегодно проводятся мероприятия по ознакомлению с
правилами по технике безопасности, вводному, первичному и периодическому инструктажу по
охране труда согласно инструкциям:

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 7 стр.

● по охране труда при работе на персональном компьютере;
● по охране труда для учащихся при проведении занятий в компьютерном классе;
● по охране труда для обучающихся;
● о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей
при пожаре;
● по охране труда и технике безопасности при проведении спортивных соревнований;
● по охране труда при проведении занятий по физической культуре;
● по пожарной безопасности.
Проводятся тренировки по своевременной эвакуации при пожаре, а также пользованию
средствами первичного пожаротушения.
Проводятся семинарские занятия по технике безопасности и профилактике от несчастных
случаев в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Образовательной организации оборудована системой внутреннего и наружного
видеонаблюдения.
Профилактика
несчастных
случаев
пребывания в Образовательной организации

11.

с

обучающимися

во

время

Профилактика несчастных случаев обеспечивается соблюдением установленных
требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном
процессе, соблюдением правил безопасности, в том числе противопожарной, а также строгим
соблюдением дисциплины во время учебных занятий, других учебных и воспитательных
мероприятий, в перерывах, при следовании обучающихся транспортом в Образовательную
организацию, домой и т.п.
Профилактика несчастных случаев в Образовательной организации строится на основе:
● Постановления Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм
документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на
производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на
производстве в отдельных отраслях и организациях" (с изменениями и дополнениями);
● ст. 227-231 Трудового кодекса РФ;
● Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июня 2017 года
№602 «Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время
пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 8 стр.

12. Проведение

санитарно-противоэпидемических

и

профилактических

мероприятий

Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия в Образовательной
организации проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями.).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и
массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в Образовательной организации могут
проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми
актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по
введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению контроля, мер в
отношении больных инфекционными заболеваниями, проведение медицинских осмотров,
профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и
контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся
носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и
медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для
окружающих - обязательной госпитализации или изоляции.
Ограничительные мероприятия (карантин) в Образовательной организации вводятся
только по рекомендации территориальных санитарных организаций в случае угрозы
возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность, при
реализации образовательных программ и создает условия для охраны здоровья обучающихся, в
том числе обеспечивает:
● текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
● проведение
санитарно-гигиенических,
профилактических
и
оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации;
● соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
● соответствие состояния и содержания территории, зданий и помещений, а также и их
оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям
санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности
дорожного движения;
● расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
университете, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
● психолого-педагогическую помощь обучающимся.
Все работники Образовательной
периодические медицинские осмотры.

организации

проходят

предварительные

и

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и
массовых
неинфекционных
заболеваний
(отравлений)
своевременно
проводятся
предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 9 стр.

Условия
охраны
здоровья
ограниченными возможностями здоровья

13.

обучающихся

инвалидов

и

лиц

с

Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Образовательной организации созданы в соответствии со ст. 41
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" и соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента обучающихся.

14. Обучение

педагогических
работников
навыкам
медицинской помощи в Образовательной организации

оказания

первой

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2012 г.
№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые
устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение
педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»). Педагогические работники проходят обучение по
оказанию первой помощи в образовательной организации 1 раз в три года.
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ- 6230
разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи
пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства
труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой
помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить
данное обучение.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере
ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не
является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения
квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний
не заканчивается итоговой аттестацией.
Обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи
должно учитывать Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012)
«Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня
мероприятий
по
оказанию
первой
помощи.

“Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 10 стр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».