УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н. Раевского ___________ Н.А. Голеницкая Приказ № ____ от «02» сентября 2024 г. Положение об организации охраны здоровья обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 имени генерала Н.Н.Раевского муниципального образования город Новороссийск “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 1 стр. Положение об организации охраны здоровья обучающихся (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (ред. от 13.07.2015 г., ст. 28, 41, 42), Конституцией Российской Федерации (ст.41, п.З), Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 7, 54), Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федерального закона №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекции)», Распоряжения Правительства Российской Федерации №2128-р от 30.12.2009г. «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями), Письмом Минобразования от 12.07.2000 г. № 2206.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений». Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья обучающихся и представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, социального и психологического здоровья обучающихся. 1. Охрана здоровья обучающихся В Образовательной организации для обеспечения охраны здоровья организуется и реализуется система мер экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучаемых, предоставления им необходимой медицинской помощи. На основании перечисленных выше федеральных законов устанавливаются следующие направления в обеспечении охраны здоровья обучающихся: ● оказание первичной медико-санитарной законодательством в сфере охраны здоровья; ● организацию питания обучающихся; помощи в порядке, установленном ● определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; ● пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; ● организацию и создание условий для профилактики заболевании и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; ● прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; ● профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; ● обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; ● профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 2 стр. ● проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; ● обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. 2. Оказание первичной медико-санитарной помощи в установленном законодательством в сфере охраны здоровья обучающихся порядке, Первичная медико-санитарная помощь в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Первичная медико-санитарная помощь включает в себя: ● первичную доврачебную помощь, которая оказывается в медицинском кабинете ОУ 3. медицинские осмотры и диспансеризацию, которая оказывается учреждением ГБУЗ «Городская больница №4 г. Новороссийска» МЗ КК 4. медицинским Организация питания обучающихся в Образовательной организации обеспечивается в соответствии со статьей 37 Закона «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобрнауки РФ от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». Рациональная организация питания в Образовательной организации является одним из важных элементов системной работы по формированию здорового образа жизни наряду с включением в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительской работой со студентами и их родителями (законными представителями). Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: 1) рациональную организацию питания в Образовательной организации; 2) включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания; 3) просветительскую работу с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами. Питание, предлагаемое обучающимся соответствует ГОСТу, является качественным питанием по доступным ценам. Организована возможность питания обучающимся, научно-педагогическим и иным работникам Образовательной организации. Заключены договора на организацию и обеспечение горячего питания. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 3 стр. 5. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул основывается на нормативных положениях, требованиях и методологии Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Учебная нагрузка обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части) определяется как объем образовательной программы, включающий в себя все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул обеспечивают недопущение переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года и регламентируется «Положением о режиме занятий обучающихся». Учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН. 6. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом. В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни. Пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлении работы, способствующей улучшению состояния условий и охраны труда в Образовательной организации, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Задачами пропаганды в области охраны труда являются: ● ознакомление обучающихся с теми мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения состояния условий и охраны труда; ● пропаганда технических знаний в области охраны труда; ● обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда. ● Решение задач пропаганды в области охраны труда достигается путем. ● демонстрации кинофильмов; ● проведения лекций, докладов и бесед. Пропаганда в области охраны труда способствует: ● доведению до сознания каждого обучающегося значения создания благоприятных условий труда, необходимости безусловного выполнения всех норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 4 стр. Научно–популярные и учебные кинофильмы по охране труда, производственной санитарии, технической эстетике и другим вопросам являются эффективным средством пропаганды. 7. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом Формирование здорового образа жизни у обучающихся в Образовательной организации обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на: информирование о факторах риска для их здоровья; формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. На основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 61 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.1.2.3304-15 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39547) все помещения в том числе для занятий физкультурой подлежат регулярной тщательной уборке. В местах тренировочных занятий и во всех вспомогательных помещениях установлены урны. Технический персонал, на который возложено осуществление работ по уборке помещений, должен быть обеспечен необходимым набором уборочного инвентаря (швабры, тряпки, ветошь, пылесосы), моющих (мыло, сода и пр.) и дезинфицирующих средств. Уборка помещений должна осуществляться по типу текущей и генеральной уборки. Текущая уборка всех помещений производится в течение всего рабочего дня по утвержденному графику, а также по мере загрязнения в процессе проводимых занятий. Уборка должна проводиться влажным способом с применением горячей воды, мыла, соды, при обязательном проветривании помещений. Проветривание помещений проводится до занятий, в течение дня по мере загрязнения воздуха, в перерывах между занятиями и после занятий. Заключительная уборка помещений должна проводиться в конце рабочего дня. Утром перед занятиями (за 30 минут) помещение только проветривается. Унитазы, умывальные раковины, урны промываются горячей водой с применением моющих средств и дезинфицируются при ежедневной уборке помещения. Генеральная уборка, включающая мытье полов горячей водой, протирку оконных стекол, подоконников, дверей, панелей и пр., должна осуществляться не реже одного раза в неделю. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 5 стр. Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации 8. Медицинские осмотры обучающихся проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием их здоровья, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н. Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда, больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление на ранних стадиях и своевременное проведение лечебнооздоровительных мероприятий. Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально- экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий. Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно- оздоровительных и реабилитационных мероприятий. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 6 стр. 9. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ Здоровье обучающихся является одним из важнейших условий эффективной деятельности участников воспитательно-образовательного процесса. Различные отклонения и ухудшение показателей здоровья, возникающие в процессе обучения, являются препятствиями в достижении успехов в образовательном процессе Образовательной организации. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении молодёжи, включающих, прежде всего, меры воспитательного характера, актуализируется в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, определяющие в дальнейшем образ жизни человека. Именно в этот период можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых, нерациональное питание, что в дальнейшем может стать факторами «риска». Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самоценности здоровья, проблема имеет четко выраженную социально-экономическую сторону, так как здоровье - одно из обязательных условий полноценного выполнения человеком своих социальных и профессиональных функций. Отсюда следует, что забота о здоровье студентов есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. В задачи здоровьесберегающей деятельности Образовательной организации входят: ● сохранение и поддержание здоровья участников образовательного процесса; ● формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и обучение основам здорового образа жизни; ● формирование у молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям массовой физической культурой и спортом; ● внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ; ● повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей. ● пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; ● соблюдение норм рационального питания; ● подготовка к предстоящей профессиональной деятельности и военной службе; ● гармоничного физического, трудового, нравственного, эстетического интеллектуального воспитания обучающихся. 10. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе Безопасность обучающихся в Образовательной организации обеспечивается выполнением требований, предусмотренных следующими документами: ● договор на оказание услуг по охране объектов Образовательной организации; ● договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса; ● противопожарной безопасности в здании Образовательной организации. В Образовательной организации ежегодно проводятся мероприятия по ознакомлению с правилами по технике безопасности, вводному, первичному и периодическому инструктажу по охране труда согласно инструкциям: “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 7 стр. ● по охране труда при работе на персональном компьютере; ● по охране труда для учащихся при проведении занятий в компьютерном классе; ● по охране труда для обучающихся; ● о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре; ● по охране труда и технике безопасности при проведении спортивных соревнований; ● по охране труда при проведении занятий по физической культуре; ● по пожарной безопасности. Проводятся тренировки по своевременной эвакуации при пожаре, а также пользованию средствами первичного пожаротушения. Проводятся семинарские занятия по технике безопасности и профилактике от несчастных случаев в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Образовательной организации оборудована системой внутреннего и наружного видеонаблюдения. Профилактика несчастных случаев пребывания в Образовательной организации 11. с обучающимися во время Профилактика несчастных случаев обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности, в том числе противопожарной, а также строгим соблюдением дисциплины во время учебных занятий, других учебных и воспитательных мероприятий, в перерывах, при следовании обучающихся транспортом в Образовательную организацию, домой и т.п. Профилактика несчастных случаев в Образовательной организации строится на основе: ● Постановления Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (с изменениями и дополнениями); ● ст. 227-231 Трудового кодекса РФ; ● Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июня 2017 года №602 «Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 8 стр. 12. Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия в Образовательной организации проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями.). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в Образовательной организации могут проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих - обязательной госпитализации или изоляции. Ограничительные мероприятия (карантин) в Образовательной организации вводятся только по рекомендации территориальных санитарных организаций в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность, при реализации образовательных программ и создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает: ● текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; ● проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; ● соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; ● соответствие состояния и содержания территории, зданий и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; ● расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в университете, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; ● психолого-педагогическую помощь обучающимся. Все работники Образовательной периодические медицинские осмотры. организации проходят предварительные и В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 9 стр. Условия охраны здоровья ограниченными возможностями здоровья 13. обучающихся инвалидов и лиц с Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Образовательной организации созданы в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента обучающихся. 14. Обучение педагогических работников навыкам медицинской помощи в Образовательной организации оказания первой Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Педагогические работники проходят обучение по оказанию первой помощи в образовательной организации 1 раз в три года. Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ- 6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи должно учитывать Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи. “Положение об организации охраны здоровья обучающихся” – 10 стр.