Рабочая программа Лититературное чтение 4 кл. 2024

Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы Климановой Л.Ф., Головановой М.В., Горецкого В.Г.,
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»,
планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 20242025 учебный год и Положения о рабочей программе и календарно-тематического
планирования учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №24 имени генерала
Н.Н.Раевского и в соответствии с требованиями:
2.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3.
приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС
начального общего образования»;
4.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
№ 2;
5.
Учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом
МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского.
1.

Цели и задачи изучения курса.
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих
целей:
•
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного
чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности; совершенствование всех видов речевой
деятельности;
•
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике
художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения
к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и

особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
-работать с различными типами текстов;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в. программу введены некоторые
произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной
литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством
которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждаету детей интерес к словесному
творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение – это
один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От
качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение
ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту
поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в
систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного
курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок
переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно
постигать огромный мир литературы.
Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова,
которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в
средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у
композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом
литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении
литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения
становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного
читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного

произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные
проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и
методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно
- эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора
произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли
преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного
произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип
находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные
литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями
творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной
начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры
учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых
является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в
интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от
громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором
году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка
чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание,
составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают
приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи,
возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов
выразительного устно- речевого общения на чтение текстов. Коммуникативноречевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого
общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о
теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров
(загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные
представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного
искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности
стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду
искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при
чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем
ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения.
Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом
определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные
образы в соответствии с авторским текстом.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты на уровне начального общего образования, которым необходимо
уделять чуть большее внимание в начальной школе. Главный приоритет –
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста самоутвердиться в своем новом социальном статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного
статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
·
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
·
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
·
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
·
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
·
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
·
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,

ценить знания;
·
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
·
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
·
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
·
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет - это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые
помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит
организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения школьников.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ СОШ №24
имени генерала Н.Н.Раевского, расписанием уроков на 2024-2025 учебный год
количество часов по литературному чтению в 4 классе составляет 4 часа в неделю 136 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей
ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе
через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через
приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к
гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления
истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе
литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально- позитивного отношения к семье, близким, чувства
любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в
развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её
организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность,

формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду
в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей
страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её
истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур.
Результаты изучения учебного предмета
К концу изучения в 4 классе курса «Литературное чтение» будет обеспечена
готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый
уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития,
будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты
(универсальные учебные действия).
Личностные результаты.
Четвероклассники научатся:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать
поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
определять авторскую позицию и выказывать свое отношение к герою и его
поступкам;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему
живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
понимать
ценности
семьи,
чувства
уважения,
благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;
проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении; Четвероклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной
отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
высказывать и пояснять свою
точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и
познавательной сущности;

-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде
пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его
фактами из текста. Четвероклассники получат возможность
научиться:
применять правила сотрудничества;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной - читательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного
обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное
чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ
и др.);
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание,
рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном,
научно- популярном текстах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема);
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в
детской библиотеке. Четвероклассник получит возможность научиться:
- делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Четвероклассник научится:
согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в
коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
задавать вопросы;
выразительно читать и пересказывать текст кратко, выборочно, творчески;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владеть (на определенном программой уровне)
монологической и диалогической формами речи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Предметные результаты.
Четвероклассник научится:
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее
90 слов в минуту,
«про себя» - не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по
содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое,
изучающее, поисковое);
работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при
прослушивании) художественную литературу, получая от этого
удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр,
тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать поэтический текст от прозаического;
основам литературного анализа художественных произведений
разной видо-жанровой принадлежности;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки,
загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.).
Четвероклассник получит возможность научиться:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного
текста информацию в практической деятельности;
выделять
в
тексте
опорные
(ключевые)
слова
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 4 классе у учащихся
формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:
выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и
осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из
ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных
учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по
заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той,
которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по
обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и
характером содержания;
соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла
читаемого; Ученик получит возможность научиться:
передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и
передачи характера текста. При работе с текстом и книгой четвероклассник
научится:
заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
правильно называть книгу (автор, заглавие);
-

работать с содержанием (оглавлением);
определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или
персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
выявлять авторское отношение к персонажам;
выделять эпизод из текста;
озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
восстанавливать деформированный картинный план;
подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
составлять картинный план;
пересказывать с опорой на картинный план;
последовательно перечислять картины или события произведения
(подготовка к составлению плана).
Четвероклассник получит возможность научиться:
составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр,
характер текста;
ориентироваться в книге; - ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
-

Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети
научатся:
~ говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические
ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла
высказывания);
читать по ролям;
инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты
литературного произведения) в форме живых картин и развернутой
драматизации;
графически иллюстрировать прочитанное; Четвероклассники получат
возможность научиться:
составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического
произведения;
готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для ученика
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник «Литературное
чтение» для 4 класса – М.: Просвещение, 2018.
Для учителя
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс, М.:
«ВАКО», 2018
Содержание учебного предмета
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной
земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и
ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина,
Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д.
Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова
и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере
рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная
культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы.
Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора
(А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.
Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и

культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов
по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой
былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши
Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в
былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их
место в былине и представление в современной лексике. Народные былинносказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном
произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения:
литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре.
Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх).
Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое»
сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю.
Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и
др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта,
связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические
произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А.
Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А.
Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях
лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.
Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как
эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести.
Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
Особенности художественного текста-

описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в
рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и
животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг
чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П.
Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и
занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. ГаринаМихайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его
характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса —
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по
выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко,
В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических
произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания:
гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена,
братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая
литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение,
книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений

на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего
и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества,

ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств,
идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить
по предложенному плану опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации
на
основе
предложенного
формата
планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего развития личности человека, находить в произведениях
отражение нравственных ценностей, фактов
бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес
и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать
разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное,
просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть
особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа),
отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и
художественным текстам;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,

пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о
животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений
фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
разных жанров литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте
произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между
поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного
произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или
по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям,
поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и
выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать
причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с
соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения,
словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную
тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение),
корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности
письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение

прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
— выбирать
книги
для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в
условиях контролируемого входа), для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела/темы

1
2
3
4
5
6

Вводный урок по курсу литературного чтения
Летописи, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время - потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадаь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
ИТОГО

7
8
9
10
11
12

Количество
часов
изучение
1
13
22
8
15
12
11
3
12
6
7
9
17
136

на


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».