Планируемые предметные результаты освоения программы учебного предмета «Музыка» 4 класс Предметные результаты В результате четвертого года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится: -петь в хоре, ансамбле, соло одноголосные песни, а также одну из партий в двухголосных песнях в удобном для своего голоса диапазоне (верхние голоса c1–е2, нижние голоса ам– с2) выразительно и технически точно; -самостоятельно следить за осанкой и певческой установкой, уметь распределять дыхание; сохранять позиционную ровность гласных в рабочем певческом диапазоне, сознательно использовать различные штрихи, динамические оттенки, соотносить применяемые в процессе пения правила орфоэпии с жанром исполняемого произведения; -составлять вместе с группой реализовывать его в пении; одноклассников исполнительский план песни, -играть на 2–4 музыкальных инструментах (соло, в ансамбле, оркестре) мелодии выученных песен и /или аккомпанементы к изучаемым музыкальным сочинениям; -слушать себя и своих одноклассников в пении и игре на инструментах, следить за качеством исполнения своей партии; замечать недостатки и исправлять их при повторном исполнении; -ориентироваться в элементах нотной грамоты; -петь и/или играть по нотной записи партию отдельного музыкального инструмента в освоенном музыкальном образце; -понимать значение понятий и терминов: тоника, тональность, тоническое трезвучие, вокализ, речитатив, эпилог, эпизод, аккорд, интервал, дуэт, трио, обработка, импровизация, музыка в народном стиле, обряд, шедевр, контраст, мюзикл, прелюдия, этюд, джаз, acapella; -пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в течение обучения в начальной школе; -сочинять, импровизировать мелодические и ритмические мотивы, преобразовывать заданный учителем музыкально-тематический материал (в объеме фразы) в соответствии с предложенным образным наполнением (лирическим, эпическим, драматическим, комическим); -воплощать свой художественный замысел в виде создания совместно с другими учащимися музыкальных композиций в объеме до 8 тактов с различным образноэмоциональным содержанием; -слушатьмузыку разных стилей, направлений, погружаясь в образный строй и жанровоинтонационную специфику музыкального произведения, удерживать слушательское внимание в течение не менее 4,5–5 мин; -высказывать свое мнение (в устной и письменной форме) о художественном содержании музыки, характеризовать музыкальный образ в опоре на знание особенностей жанра, музыкального языка композитора, и т.п.; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; -узнавать музыку (название, автор); определять виды музыки, (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы; -называть имена выдающихся композиторов и исполнителей России, своего региона, разных стран мира, уметь привести примеры из их творчества; -сравнивать исполнительские трактовки одного и того же произведения, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов; -подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства; -в различных формах двигательной активности отражать освоенные элементы музыкального языка, передавать средствами музыкально-пластической деятельности изменения музыкального образа в процессе его развития; -принимать участие в театрализации песен и других музыкальных произведений с ориентацией на ее прочтение в различных интерпретациях, взаимодействовать с другими учащимися в процессе поиска различных вариантов исполнительского решения; -принимать участие в музыкально-просветительской деятельности в своей школе и за ее пределами; -заниматься самообразованием и расширением своего культурного кругозора (чтение книг по искусству, посещение театров, музеев, выставок, создание своей музыкальной коллекции и т.д.) Содержание учебного предмета. Основное содержание программы соответствует образовательной программе школы, последовательность изучения учебного материала выстроена по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка. Начальная школа» 4 класс: Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса: Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 4 ч. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «День, полный событий» - 5ч. «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкальнопоэтические образы. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» -7 ч. Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5ч. Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Раздел 5. «В музыкальном театре» - 4ч. Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Раздел 6. «В концертном зале» - 3ч. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6ч. Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Основные направления воспитательной деятельности 1. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетическое воспитание: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценность научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность самостоятельность в познании . — и 4 класс Разделы, количест во часов Элементы содержания по темам Красота родной земли, в народной Раздел 1: человека «Россия – музыке и сочинениях русских композиторов. Родина Общность интонаций моя» народного и композиторского 4 часа музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций. ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, ВОКАЛИЗ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Примерный музыкальный материал Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова Характеристика деятельности учащихся Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных Универсальные учебные действия Личностные: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки; владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости 1,3,4 0. Высотской: Родные места. Ю. Антонов, слова М. Плянковского Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. Д. Лялом: У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева. Н. РимскогоКорсакова: Александр Невский Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Один день с Александром Раздел 2: Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: «День, музыкально-поэтические полный событий» образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. 5 часов Чайковский. М. Мусоргский. И. РимскийКорсаков. Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкальнолитературные вечера в Тригорском; романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый. Примерный образов. Узнавать образцы народного музыкальнопоэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества владение первичными навыками работы с информационнокомпьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет). Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления 2,3,4,7 Раздел 3: «В музыкал ьном театре». 4 часов музыкальный материал В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи Л. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи. стихи А. Пушкина; Зимний вечер М. Яковлев, стихи Л. Пушкина. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». И. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку. хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в общности между музыкой (народной и профессиональной) и другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, кино, театром Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при организации проектноисследовательской деятельности; Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; Личностные: 3,4 понимание жизненного содержания религиозной классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Примерный музыкальный материал Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы ("Исходила младёшенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян. Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина. исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах; Познавательные: умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, умение применять в новой учебной и жизненной ситуациях, развернутость анализа музыкального сочинения, качество музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности; Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 часов Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность. импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева. Примерный музыкальный материал Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов. Личностные: 3,4,5 понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах; Познавательные: умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни. Раздел 5 «В концертн ом зале». 6 часов Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Примерный осмысленно исполнять сочинений на уроке сочинения разных Коммуникативные: жанров и стилей. формирование навыков развернутого речевого Выполнять творческие высказывания в задания из рабочей процессе анализа тетради. музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности Определять и Личностные: 3,4,5,7 соотносить различные усвоение единства по смыслу интонации деятельности (выразительные и композитора, изобразительные) на исполнителя, слух и по нотному слушателя в процессе письму, графическому включения в различные изображению. виды музыкального творчества Наблюдать за Познавательные: процессом и владение формами результатом рефлексии при музыкального развития индивидуальной оценке на основе сходства и восприятия и различия интонаций, исполнения тем, образов музыкальных произведений разных Узнавать по звучанию жанров, стилей, эпох; различные виды владение словарем музыки (вокальная, музыкальных терминов инструментальная; и понятий в процессе сальная, хоровая, восприятия, оркестровая) из размышлений о произведений музыке, программы. музицирования; Регулятивные: понимание и оценка Распознавать художественный смысл воздействия музыки различных разных жанров и музыкальный материал Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Раздел 6 В музыкал ьном театре. 2 часа музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Театр музыкальной Оценивать и комедии. соотносить Балет «Петрушка» содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; Личностные: 3,4,5,7 усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества Познавательные: владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Раздел 7: «О России петь – что стремить ся в храм» 4 часа Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир. Илья Муромский и др.). Их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; Личностные: 1,2,3,4 усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества Познавательные: владение умениями и навыками Раздел 8: «Гори, гори ясно, чтобы не (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. народная песня: Светлый праздник. Финал Сюитыфантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов. Примерный музыкальный материал Земле Русская. стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты "Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию. обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков. слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чссноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская Народные праздники. Троица. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные самостоятельного интонационнообразного и жанровостилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкальнопрактической деятельности; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; Личностные: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, 3,4 погасло!» 1 час игры. эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Произведения Раздел 9: композиторов-классиков (С. «Чтоб Рахманинов, Н. Римскиймузыкан Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных том исполнителей (С. Рихтер. С. быть, так Лемешев. И. Козловский. М. надобно уменье… Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального ». языка разных эпох, композиторов, народов. 5 часов Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные обриты гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. РимскогоКорсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами Личностные: 3,4 понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки; владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; Коммуникативные: совершенствование представлений искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов