Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости 2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 имени генерала Н.Н.Раевского
муниципального образования город Новороссийск
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 24
имени генерала Н.Н.Раевского
от _____________ протокол № __

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 24
имени генерала Н.Н.Раевского
__________ Н.А. Голеницкая
(Подпись)

Приказ от ________ №________

Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся
и осуществлении текущего контроля их успеваемости
Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования»
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года
№ 371«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
 Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 года № 82/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»
 Уставом МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского.
1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее - Положение) является локальным нормативным актом МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского (далее - Организации), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
1.4.
Текущий контроль успеваемости учащихся — это систематическая проверка
учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

1.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС).
1.5. Промежуточная аттестация — это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится, начиная с 1 четверти второго класса.

во 2-9-х классах — по четвертям,

в 10-11-х классах — по полугодиям.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (полугодовую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (полугодия), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по
итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
1.6. Годовые отметки выставляются путем нахождения средней арифметической
оценки с приоритетом на контрольные и письменные работы. В спорных случаях берутся
во внимание результаты контрольных работ, а также последние отметки, полученные на
итоговых уроках. При выставлении годовой отметки учитываются отметка за четверти (полугодия) и итоги промежуточной аттестации.
При выставлении четвертных, полугодовых отметок следует учитывать среднее
взвешенное значение текущих отметок электронного журнала:
Для обучающихся 2-9 классов, ниже 2,50 ставится «2»;
2,50 - 3,59 - «3»;
3,60 - 4,59 – «4»;
4,60 – 5,00- «5»
Для обучающихся 10-11 классов, ниже 2,65 ставится «2»;
2,65 – 3,69 - «3»;
3,70 - 4,69 – «4»;
4,70 – 5,00- «5»
При выставлении годовых отметок следует учитывать среднее арифметическое значение текущих отметок электронного журнала, с учетом правил математического округления.
Во 2-9-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии всех отметок «5», а также
возможны варианты путем комбинации отметок.
I
II
III
IV
Год
4
5
5
5
5
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
5
4
5
4
4
5
5
5
4
5
4
5
4
5
5
4
5
5
4
4
Отметка «4» за год выставляется при наличии всех отметок «4» при отсутствии неудовлетворительных отметок, а также возможны варианты:

I
II
III
IV
Год
5
5
4
4
4
5
4
4
4
4
3
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
3
3
4
4
4
3
4
3
3
3
4
3
4
4
3
4
4
3
3
Отметка «3» за год выставляется при наличии всех отметок «3», а также возможны варианты:
I
II
III
IV
Год
3
3
3
4
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
2
2
3
3
3
3
3
2
2
2
4
4
3
3
3
2
2
3
3
3
2
3
2
3
3
3
2
3
2
2
3
2
2
3
3
2
3
3
2
2
Отметка «2» за год выставляется при наличии трех неудовлетворительных отметок.
В 10-11 –х классах отметка за год выставляется с учетом среднеарифметического значения путем округления.
В 10-11-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии двух отметок «5» за I и
II полугодие или одной отметки «4» за I или II полугодие.
Отметка «4» за год выставляется при наличии двух отметок «4», а также возможны варианты:
I
II
Год
3
4
4
4
3
4
3
5
4
5
3
4
Отметка «3» за год выставляется при наличии двух отметок «3», а также возможны варианты:
I
2
3

II
3
2

Год
3
3

1.7. Минимальное количество отметок при выставлении четверных, полугодовых
отметок: Три - при обучении предмету 34 ч в год; Пять - при обучении предмету 68 ч в
год.
1.8. При выставлении четвертных, полугодовых отметок приоритетными являются отметки за письменные, контрольные и всероссийские проверочные работы (далее -

ВПР). Результаты ВПР используются в 4–8-х, 11 классах по всем предметам для выявления
индивидуальных затруднений обучающихся и выставляется в классный журнал как за контрольную работу с пометкой «ВПР» учителем по соответствующему предмету.
1.9. Для учащихся 11 классов в качестве промежуточной аттестации в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение (изложение), срок проведения которого устанавливается Рособрнадзором.
Оценивание итогового сочинения (изложения) осуществляется по системе «зачет»,
«незачет».
Положительный результат за итоговое сочинение (изложение) является условием
допуска к государственной итоговой аттестации.
1.10. Итоговая промежуточная аттестация по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе (юноши) представляет собой среднее арифметическое результатов годовой промежуточной аттестации и отметки за учебные сборы. Годовая отметка по
предмету определяется на основании полугодовых отметок.
1.11. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются в сроки, установленные приказом директора Организации.
1.12. Итоговая оценка по освоению ООП НОО отражается в листе индивидуальных
достижений обучающихся, где определяется базовый и повышенный уровень знаний (приложение)
1.13. Личностный результат освоения ООП НОО, ООО, СОО отражается в индивидуальном портфолио.
1.14. Метапредметный результат освоения ООП оценивается в процентном отношении через комплексные диагностические работы и различные формы наблюдения.
2.Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;
проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником
с целью возможного совершенствования образовательного процесса;
2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по четырехбалльной
системе. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по четырехбалльной
системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням
фиксацию.
2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной
программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

2.6. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (электронных журналах, дневниках и иных установленных документах).
2.7. Отметки за письменные, практические, лабораторные, контрольные работы выставляются в журнал не позднее 3х рабочих дней после выполнения.
2.8. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.9. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством
заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной
форме в виде выписки из соответствующих документов, которую оформляет классный руководитель.
З. Содержание, порядок проведения промежуточной аттестации
З. 1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы
3.2. Промежуточная аттестация в Организации проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и
не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств,
3 З. Формами промежуточной аттестации являются:
письменная проверка— письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях;
письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в
форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
3.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по
четырехбалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная
шкала фиксации результатов промежуточной аттестации, а также может быть
предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата
промежуточной аттестации без разделения на уровни.

Правила выставления оценок за четверть (среднее взвешенное оценок)
средний балл
оценка в журнал
2
2-2,49
3
2,50-3,59
4
3,6 -4,59
5
4,6 -5,0
Правила выставления оценок за полугодие (среднее взвешенное оценок двух
четвертей)
средний балл
оценка в журнал
2
2-2,64
3
2,65 -3,69
4
3,7 -4,69
5
4,7-5,0
3.5. Практические и лабораторные работы по физике, информатике, биологии, химии, географии неудовлетворительная отметка в журнал не выставляется. В течение З дней
работа выполняется, и отличная от неудовлетворительной отметка выставляется в журнал.
3.6. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся
имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Организацией с учетом учебного плана,
индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
3.7. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося,
электронный дневник). Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной
аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на
получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной
форме в виде выписки из соответствующих документов, которую оформляет классный руководитель.
3.8. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации устанавливаются Организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их
законных представителей):

•

выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на
российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады
и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;

•
•

отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

для иных учащихся по решению педагогического совета.
3.9. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.

3.10. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических
объединений и педагогического совета Организации.
3.11. Выставление отметок по результатам проведения промежуточной аттестации
осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ.
3.14. Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Федеральной основной образовательной программы начального, основного и
среднего общего образования, и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.
3.15. Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в
классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.
3.16. Всероссийские проверочные работы проводятся для обучающихся общеобразовательных организаций по следующим предметам:
• в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир,
литературное чтение;
• в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, литература, иностранный язык, география, история, биология;
• в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, литература, иностранный язык, история, география, биология, обществознание;
• в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, литература, иностранный язык, информатика, история, география, биология, обществознание, физика;
• в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, литература, иностранный язык, информатика, история, география, биология, обществознание, физика, химия;
• в 10 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, обществознание, география, литература, физика, химия, иностранные языки (английский, немецкий,
французский).
3.17. Результаты (отметки за ВПР) в 4-8-х,10 классах выставляются в электронный
журнал.
3.18. При выставлении четвертных, полугодовых отметок следует учитывать средневзвешенное значение текущих отметок электронного журнала в соответствии с таблицей:
№
Принятое
Вид работы
Характеристика
Вес
п/п обозначение
оценки

1

Д

2

О

3
4.
5.

Л
Р
Т

6.

Н

3-10
Домашняя работа
Письменная
3
Конспект, ведение тетради
3
Ответ на уроке
Устное домашнее задание, от- 5
вет по новой теме, выразительное чтение наизусть
Лабораторная работа
6
Реферат, доклад
5
Тестирование,
тест,
8
проверочная
работа
(грамматическое задание, письмо по памяти)
Диктант
(словарный,
8
математический, тер-

минологический)
Практическая работа

7.

А

8.

С

9.

И

Самостоятельная
работа
Изложение

10.

П

Проект

11.
12.
13

Ч
З
К

Сочинение
Зачет
Контрольная работа

14.

АК

Административная
контрольная работа

Работа с контурными картами; 6
работа с объектами, реактивами; эксперимент с выводом,
моделирование и пр, работа по
карточкам
Составление схем, таблиц
8
Изложение, письмо личного 8
характера
Проект,
исследовательская 7
работа
Сочинение, эссе
8
8
Контрольный диктант, аудиро- 9
вание, контрольное списывание, контроль понимания иноязычного текста, тематическая
контрольная работа по учебному предмету, всероссийская
проверочная работа
итоговая контрольная работа; 10
итоговый контрольный диктант

4. Порядок перевода учащихся в следующий класс
4.1 Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной
программы, переводятся в следующий класс.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
4.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение срока, утвержденного организацией с момента ее возникновения.
4.4.0рганизация создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
не более двух раз в сроки, определяемые Организацией, в установленный данным пунктом
срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося.
4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия.
4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной
аттестации.
4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно,
4.9.Учащиеся в Организации по образовательным программам начального общего,
основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению

их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся
на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
4.10. Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия
решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.
Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов
5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим
положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением.
5.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной
организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию.
5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в образовательную организацию не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной
аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения.

5.

6. Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся,
осуществляющих индивидуальное обучение на дому, в форме семейного образования и самообразования
6.1 Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют право
выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(при их наличии) формы получения образования и формы обучения и дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
6.2. Ребенок, получающий семейное образование и самообразование, по решению
его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения
вправе продолжить образование в образовательной организации;
6.3 Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся обязаны:

•
•

обеспечить получение детьми общего образования;

соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность, порядок регламентации образовательных отношений между
образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

•

уважать честь и достоинство учащихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних уча-

щихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
6.5. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в соответствии с частью З статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ №27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации.
6.6. Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой, годовой
промежуточной аттестации учащихся, получающих образование в форме семейного образования, самообразования определяется п.2, 11.3 настоящего Положения.
6.7. Текущий контроль успеваемости учащихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, не осуществляется, кроме случаев обучения
по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных форм обучения и специализированных программно-технических средств.
7. Итоговая аттестация учащихся IX, XI классов.
7.1. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых
формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и
рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной
итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, если Федеральным законом Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не установлено
иное.
7.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
7.3. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе
пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
7.4. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях
субъектов Российской Федерации.
7.5. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (вклю-

чая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере образования.
7.6. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:
1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования на территории Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и
реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные
структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.
7.7. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего
общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным
программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской
Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное
управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7.8. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих
контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе
контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федераль-

ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере образования.
8. Сроки, формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы
среднего общего образования
8.1. ГИА проводится по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные
предметы). Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий,
французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным
технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
8.2. ГИА проводится:
а) в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ), - для обучающихся по образовательным программам
среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в
том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной
или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего
общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в
текущем году к ГИА;
б) в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) с использованием
текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или
для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего
общего образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего
общего образования в образовательных организациях.
8.3. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности,
в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный
план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным
предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются
обучающиеся X классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем
учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
8.4. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для
обучающихся XI классов в декабре последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки (далее - Рособрнадзор).
Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
и дети-инвалиды.
8.5. Для проведения ЕГЭ предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

9. Оценка результатов ГИА обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего общего образования
9.1. Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся
по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ набрал количество баллов не ниже
минимального, определяемого Рособрнадзором.
9.2. В случае если участник ЕГЭ получил на ГИА неудовлетворительные результаты
по любому из учебных предметов, он имеет право пересдать данный предмет на любом
этапе проведения экзаменов не более одного раза.
9.3. Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в
дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным
предметам не ранее чем через год.
10. Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования
10.1. ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике
(далее – обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков
народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном
языке из числа языков народов Российской Федерации (далее – родной язык и родная литература) – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
10.2. ГИА проводится:
а) в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) с использованием
контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее – КИМ) – для обучающихся образовательных организаций,
в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за
рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы
основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для
лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий,
билетов (далее – государственный выпускной экзамен, ГВЭ) – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших
образовательные программы основного общего образования;
в) в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, –
для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и
выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА.
10.3. Для обучающихся, указанных в подпункте «б» пункта 7 настоящего Порядка,
ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ.
11. Участники ГИА

11.1. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности
и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже
удовлетворительных).
Выбранные обучающимся учебные предметы, форма (формы) ГИА и язык, на котором он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении, которое он подает в образовательную организацию до 1 марта.
Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами
заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд
Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в
порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации,
освобождаются от прохождения государственной итоговой аттестации по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной
олимпиады.
Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств,
подтвержденных документально). В этом случае обучающийся подает заявление в ГЭК с
указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти
ГИА, и причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не
позднее чем за месяц до начала соответствующих экзаменов.
11.2. Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не
имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего
образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.
Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок
не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации.
11.3. Заявление подается обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления
представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке
копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
12. Сроки и продолжительность проведения ГИА
12.1. Для проведения ОГЭ и ГВЭ предусматривается единое расписание экзаменов.
По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
ГИА по обязательным учебным предметам начинается не ранее 25 мая текущего года, по остальным учебным предметам – не ранее 20 апреля текущего года.
12.2. Повторно к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем
году по решению ГЭК допускаются следующие обучающиеся:







получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных
учебных предметов;
не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам
(болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтной комиссией была удовлетворена;
результаты которых были аннулированы ГЭК в случае выявления фактов нарушений
установленного порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в
пункте 37 настоящего Порядка, или иными (неустановленными) лицами.

13. Оценка результатов ГИА обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования
13.1. Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам набрал минимальное количество баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением.
13.2. Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в
дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным
предметам не ранее 1 сентября текущего года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».