2. Цели - Обеспечить выполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» - Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учащихся и школы в целом. 3. Задачи - Сформировать ответственное отношение учащихся к учебной деятельности. - Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 4. Участники реализации работы со слабоуспевающими учащимися Участниками реализации работы с учащимися являются: - Администрация школы (директор, заместители); - Руководители школьных методических объединений; - Учителя-предметники; - Классные руководители; - Родители (законные представители) учащихся; - Педагог-психолог - Учащиеся - Социальный педагог 5. Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предупреждению неуспеваемости учащихся 5.1. Профилактика неуспеваемости на уроке: Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь учащимся в работе, развивать их самостоятельность. 3 Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся. 5.2. Помощь неуспевающему на уроке: • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски • Предложения учащимся примерного плана ответа • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. • Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. • Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником • Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий. 6. Организация деятельности учителя-предметника с неуспевающими учащимся • • • • • • • • • • Провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда учащейся уже не имеет возможности их исправить Комментировать оценку учащегося. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий, неуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей учащегося о низкой успеваемости. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. Учитель-предметник ведет график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими, составляет отчет по работе за учебный год (при необходимости) При выполнении работы и отсутствии положительного результата учитель 4 докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной 7. Организация деятельности классного руководителя Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к педагогу-психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная) Уважительными причинами считаются: болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней; мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие; освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя; по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОО). Неуважительными причинами считаются: пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с зам. директором по УВР, через малый педсовет (если прогулы систематические) В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями учащегося, обращаясь за помощью к социальному педагогу или педагогу- психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем- предметником или обратиться к директору ОО, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса. При выполнении работы и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета. 8. Организация деятельности учащегося Учащейся обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания. Учащейся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. Учащейся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения учащейся может обратиться к учителю за консультацией. 9. Организация деятельности родителей Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя. 5 Родители обязаны контролировать посещение школы учеником Родители обязаны помогать учащемуся в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия учащегося на уроках по болезни или другим уважительным причинам. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации школы В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 10. Организация деятельности администрации школы Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися. Администрация школы ведет следующую документацию: - положение о работе со слабоуспевающими, неуспевающими учащимися; - программу работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися; - общий список слабоуспевающих, неуспевающих учащихся; - план работы с неуспевающими. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими, неуспевающими, неуспевающими учащимися. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении. Решение об оставлении слабоуспевающего, неуспевающего учащегося на повторный курс обучения принимает педагогический совет по согласованию с родителями (законными представителями). 11. О контроле за соблюдением данного Положения Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора школы по УВР. 6 Приложение 1 к положению, утв. 30.08.2022 Памятка для учителя «Работа с неуспевающими учащимися» для информационного письма 1. Ф.И.О. ученика ____________ 2. Класс ____________________ 3. По каким предметам не успевает_____________________________________ 4. Поведение ученика____________________ ______________________ 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости_____________________ 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _________ 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика 8. Сколько времени длится эта работа 9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы 7