УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 имени генерала Н.Н.Раевского станицы Раевской муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач: – формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; – обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; – становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; – обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; – достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее- дети с ОВЗ); – обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; – выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; – организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; – участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; – использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; – предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает: – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; – переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; – ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; – учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; – разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты формулируются в соответствии с основной образовательной программой организации в части реализации общеобразовательных программ по уровням образования: начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС; – обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; – являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Особенности и специфика образовательной организации Реализация учебного плана школы МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского осуществляется в соответствии с ФГОС НОО. Средняя общеобразовательная казачья школа. Реализуемые основные общеобразовательные программы Реализуемые основные общеобразовательные программы в соответствии с уставом: начальное общее образование - 4 года; основное общееобразование – 5 лет; среднее общее образование- 2 года. Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского разработан на основании следующих документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 №712; Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (вступает в силу с 1 сентября 2021 года); Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 г. № 1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте http://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko; Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»( с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766; Приказа Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». -Устав МБОУ СОШ №24. Режим функционирования образовательного учреждения Школа работает в режиме: 3-4-е классы обучаются по пятидневной учебной неделе, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся составляет 23 ч. в неделю. Продолжительность учебного года: 3-4-е классы – 34 учебные недели. Занятия начинаются в 8ч.00 мин., динамическая пауза длится 40 минут. Дополнительные и индивидуальные занятия начинаются через 40 минут после окончания основных занятий. Максимально допустимая нагрузка обучающихся (приложение 1 календарный график) Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в – 3 классах - 1,5 ч, в 4 – х классах - 2 ч. В соответствии с ФГОС начального общего образования срок получения начального общего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обуче- нии по АООП НОО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов ФГОС (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень на основании Приказа Министерства образования и науки РФ №254 от 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».Укомплектован полностью. Учебный план начального общего образования Особенности учебного плана Учебный план начального общего образования реализуется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. УМК, используемые для реализации учебного плана Для реализации учебного плана используется УМК «Школа России». УМК полностью сформирован. Региональная специфика учебного плана Учебный предмет «Кубановедение» изучается в 3 классах в объёме 1 час в неделю в рамках регионального компонент. В 4 классе в рамках внеурочной деятельности. Учебный предмет «Окружающий мир» в 3-4-х классах ведется 2 часа в неделю. Уменьшино количество часов по физической культуре в 3-4 классов до 2 часов в неделю. В 3-4 классах проводится внеурочная деятельность «Самбо». В 4- м классе введен курс изучения ОРКСЭ с реализацией модуля ОПК. В 3 классах введено изучение ОПК во внеурочной деятельности. Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» реализуется через учебные предметы «Окружающий мир», «Английский язык», «Технология», «Физическая культура», кружки внеурочной деятельности , «Самбо». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Из регионального компонента и компонента образовательного учреждения часы распределяются следующим образом: Классы 3 Учебные предметы а,б,в,г, д,е,ж,з Количество часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения 1 Кубановедение 1 Деление классов на группы При изучении английского языка учащиеся 2-4- х классов делятся на две группы. Таблица – сетка часов учебного плана для 3-4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского на 2023 – 2024 учебный год Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Учебные предметы Количество часов в неделю Классы III а, б, в, г,д,е,ж,з Всего часов Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 5 5 4 4 2 2 Математика 4 4 2 2 — — 1 1 1 1 1 1 2 2 22 22 1 1 1 1 23 23 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура при 5-дневной Итого неделе Часть формируемая участниками образовательного при 5-дневной процесса неделе В том числе Кубановедение при 5-дневной Максимально допустимая недельная нагрузка неделе Таблица – сетка часов учебного плана для 3-4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского на 2023 – 2024 учебный год Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Учебные предметы Количество часов в неделю Классы IV а, б, в, г,д,е,ж,з Всего часов Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 5 5 4 4 2 2 Математика 4 4 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 23 23 1 1 23 23 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура при 5-дневной Итого неделе Часть формируемая участниками образовательного при 5-дневной процесса неделе В том числе Кубановедение при 5-дневной Максимально допустимая недельная нагрузка неделе Таблица – сетка часов учебного плана для 3-4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского на 2023 – 2024 учебный год Учебные предметы Предметные области Классы Количество часов в неделю III Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 4 4 8 2 2 4 Математика 4 4 8 2 2 4 — 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 4 22 22 45 1 1 2 Обществознание и естествознание Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура при 5-дневной Итого неделе Часть формируемая участниками образовательного при 5-дневной процесса неделе В том числе Кубановедение Максимально допустимая недельная нагрузка IV Всего часов при 5-дневной неделе 5 5 1 23 10 1 23 48 Формы промежуточной аттестации обучающихся. 3-4 класс – оцениваются. По окончанию 4 класса заполняется на каждого ученика индивидуальный оценочный лист и лист об уровне освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые вкладываются в личное дело учащегося. -Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом; -контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио); -итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года. Формы контроля: -стартовые диагностические работы на начало учебного года; -стандартизированные письменные и устные работы; -комплексные диагностические и контрольные работы; -тематические проверочные (контрольные) работы; -самоанализ и самооценка; -индивидуальные накопительные портфолио обучающихся. Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии рабочей программой. Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку- и одна комплексная контрольная работа. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана Директор МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского Н.А.Голеницкая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельностьдополняет и развивает компетенции, приобретаемые школьниками в урочной деятельности, объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712; -ФГОС НОО-2021 от 31.05.2021 г. №286; - Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; - Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения ООП. Задача внеурочной деятельности - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. В учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; обще интеллектуальное; общекультурное. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Кружки и курсы по внеурочной деятельности реализуются учителями начальных классов. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского ДЛЯ 3-4- Х КЛАССОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС на 2023-2024 учебный год Направления Спортивно-оздоровительное Внеурочная деятельность и формы ее реализации «Шахматы» «Самбо» Количество часов 3 кл 4 кл 1 1 8 «Краеведческий туризм» Духовно-нравственное 8 1 «История и культура кубанского казачества» Основы православной культуры «Кубановедение» «Юные растениеводы» «Занимательная химия» «Занимательная физика» «Финансовая грамотность» 1 «Функциональная грамотность» 8 8 «Умники и умницы» 1 1 Общекультурное «Хореография» «Ложкари» «Юные барабанщицы» 3 1 3 1 1 Социальное «Психологическая азбука» 3 1 Комплекс воспитательных мероприятий «Орлята России» 1 1 Классный час «Разговор о важном» Итого: 1 1 36ч 36ч Обще интеллектуальное 1 1 8 1 2 1 1 Таблица – сетка часов внеурочной деятельности для 3-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 24 имени генерала Н.Н.Раевского на 2023-2024 учебный год Направления Внеурочная деятельность и формы ее реализации Спортивно- оздоровительное «Шахматы» «Самбо» «Краеведческий туризм» Духовнонравственное «История и культура кубанского казачества» «Основы православной культуры» Обще интеллектуальное «Функциональная грамотность» «Умники и умницы» Общекультурное «Хореография» «Ложкари» Социальное Комплекс воспитательных мероприятий «Пчихологическая азбука» «Орлята России» Классный час «Разговоры о важном» Урок мужества Итого: Количество часов 3-а 3-б 3-в 3-г 3-д кл кл кл кл кл 1 8 1 3-е кл 3-ж кл 3-з кл 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 21 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 ч. 21 ч. 21 ч. 21 21 ч. ч. 1 1 1 21ч. 1 21 ч. Таблица – сетка часов внеурочной деятельности для 4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования МБОУ СОШ № 24имени генерала Н.Н.Раевского на 2023-2024 учебный год Направления Спортивно- оздоровительное Духовнонравственное Обще интеллектуальное Общекультурное Социальное Комплекс воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность и формы ее реализации Количество часов 4-а 4-б 4-в 4-г 4-д кл кл кл кл кл «Шахматы» «Самбо» 1 8 «Краеведческий туризм» «История и культура кубанского казачества» «Кубановедение» 1 1 «Функциональная грамотность» «Юные растениеводы» «Занимательная химия» «Занимательная физика» «Финансовая грамотность» «Умники и умницы» «Хореография» «Юные барабанщицы» «Ложкари» «Психологическая азбука» «Орлята России» Классный час «Разговоры о важном» Итого: 4-е кл 4-ж кл 4-з кл 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 17 ч. 1 1 1 1 1 1 1 17 ч. 17 ч. 17 ч. 17 17 ч. ч. 17 ч. 1 17 ч.