Пояснительная записка Данная программа разработана на основе: 1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ. 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 3. Федеральной образовательной программы начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). 4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №24имени генерала Н.Н.Раевского. 5. Программы воспитания МБОУ СОШ №24имени генерала Н.Н.Раевского . 6. Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 7. Учебного плана МБОУ СОШ №24имени генерала Н.Н.Раевского на 2024-2025 учебный год. Положение о Положение о рабочей программе и календарно тематическом планировании учебных предметов, курсов . Реализация программы предполагает использование УМК «Школа России». Место курса «Технология» в учебном плане Предмет «Технология»» изучается 34 ч (1 раз в неделю). Планируемые результатыЛичностные результаты Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуютпроцессу самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: o первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; o осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды; o понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; o проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; o проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, с o тремление к творческойсамореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности;проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, o ответственность, умение справляться с доступными проблемами; o готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные результаты В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: o ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; o осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; o сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; o делать обобщения (технико-технологического и декоративно- художественного характера) по изучаемой тематике; o использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; o комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; o понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. o Работа с информацией: o осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; o анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; o использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; o следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные универсальные учебные действия: o вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитыватьих в диалоге; o создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; o строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; o объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные универсальные учебные действия: o рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); o выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; o устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; o выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; o проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: o организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество; o проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; o понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продуктапроектной деятельности. Предметные результаты o К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по технологии: o формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; o на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; o самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; o понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; o выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; o выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; o на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией; o создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); o работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point; o решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности; o осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. Содержание учебного курса: Как работать с учебником Человек и земля: Вагоностроительный завод. Проектная групповая деятельность. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Полезные ископаемые. Проектная работа. Изделие: «Буровая вышка» Малахитовая шкатулка. Изделие: «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика Автомобильный завод Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Продолжение. Монетный двор Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Монетный двор Изделие: «Стороны медали», «Медаль». Продолжение. Фаянсовый завод Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».Фаянсовый завод Тест: «Как создается фаянс» Швейная фабрика Изделие: «Прихватка» Освоение технологии создания мягкой игрушки Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка» Обувное производство Изделие'.«Модель детской летней обуви» Обувное производство Изделие'.«Модель детской летней обуви» . Продолжение. Деревообрабатывающее производство Изделие: «Технический рисунок лесенки- опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» .Деревообрабатывающее производство Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». Продолжение. Кондитерская фабрика Изделие: «Пирожное „Картошка"», «Шоколадное печенье» Кондитерская фабрика. Практическая работа № 1: «Тест „Кондитерские изделия “». Бытовая техника Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Бытовая техника. Практическая работа № 2: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы» Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы» Человек и вода: Водоканал Изделие: «Фильтр для очистки воды». Порт Практическая работа № 3: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница» Узелковое плетение Изделие: «Браслет». Человек и воздух Самолётостроение. Ракетостроение Изделие: «Самолёт». Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» Летательный аппарат. Изделие: «Воздушный змей» Человек и информация Создание титульного листа Изделие: «Титульный лист» Работа с таблицами Изделие: работа с таблицами. Создание содержания книги. Практическая работа № 4 на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». Практическая работа № 5: «Содержание» Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника Тематическое планирование Технология 4 класс – 34 часа №п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема Кол-во часов Как работать с учебником Человек и земля Человек и вода Человек и воздух Человек и информация Используемый учебно-методический комплект: Лутцева, Е.А. Технология. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - М.: Просвещение, 2020. Лутцева, Е.А. Технология. 4 класс: метод. пособие с поуроч. разработками/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - М.: Просвещение, 2018. Электронная версия газеты «Начальная школа». - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php Технология. Начальная школа. Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm 1 22 3 3 5 34